Рассказ от пользователя
Star_Den Ремонт транца на лодке «Прогресс-4»Итак, в наличии имеется лодка «Прогресс-4» - 1 шт., руки золотые – 2 пары (я и мой брат) и различный инструмент, а именно: эл. дрель, отрезная машинка (УШМ), заклепочник, острый керн, молоток, отвертка, пассатижи и ключ на 10. Лодка выпуска апрель 1978 года была приобретена с рук и эксплуатировалась мной в ненапряженном режиме 4 сезона, мотор Нептун -23Э.
Вообще необходимость ремонта транца была актуальна уже в момент покупки, но, как обычно это бывает не доходили руки, да и эксплуатация, как я уже сказал, была не напряжная - за сезон с десяток выходов на воду скажем так в безветренную погоду. Но довольно лирики, перейдем к делу, в конце прошлого сезона был приобретен новый мотор Suzuki DT-30, на нем было совершено несколько выездов и по результатам было принято решение – пора чинить транец (как оказалось, пора было уже давно).
1. На рис.1 видно, что крепление мотора уже не безопасно, продавлен транец в местах крепления, особенно изнутри, где крепятся струбцины мотора.
Вложение:
рис. 1.jpg [ 97.16 Кб | Просмотров: 24013 ]
2. Лучше всего оценить состояние транца можно по внешнему виду боковины (торца) верхней транцевой доски, как показано стрелками на рис. 2 и 3. Нужно потыкать туда отверткой (в моем случае отвертка уходила в доску по ручку), т.е. доски как таковой уже не было.
Вложение:
рис. 2.jpg [ 81.97 Кб | Просмотров: 24013 ]
Вложение:
рис. 3.jpg [ 141.52 Кб | Просмотров: 24013 ]
3. Было известно, что транцевая доска состоит из двух частей, поэтому, сначала решили разобрать верхнюю часть транца, оценить состояние и попробовать заменить доски через верх. Для этого вывернули винты крепления верхней доски и высверлили заклепки вверху транца (рис.4). На «Прогрессе-4» применены заклепки диаметром 4,8 мм, высверливали их следующим образом: кернили стараясь попасть в центр, затем проходили сверлом 3 мм и потом разворачивали шляпки сверлом 8-10 мм, шляпки отлетали «на ура».
Вложение:
рис. 4.jpg [ 96.86 Кб | Просмотров: 24013 ]
4. После этого отогнули дюраль и сняли П-образную верхнюю накладку, в результате увидели следующую картину (рис. 5). Она нас не порадовала, верхняя доска превратилась в труху и отсутствовала как класс.
Вложение:
рис. 5.jpg [ 86.05 Кб | Просмотров: 24013 ]
5. Исходя из увиденного, было принято решение снимать водоотливной рецесс. Так намного проще добраться до нижней транцевой доски, чтобы её заменить и позволит точно снять размеры для изготовления новой целиковой транцевой доски. Чтобы снять рецесс высверливаем все заклепки на бортах и на задней перегородке.
Вложение:
рис. 6.jpg [ 59.59 Кб | Просмотров: 24013 ]
После того, как все заклепки сняты, рецесс держится на четырех стальных водоотливных трубках которые завальцованы с двух сторон. Мы отрезной машинкой аккуратно срезали завальцовку с наружней стороны и вынули трубки вовнутрь. Все рецесс можно снимать, немного помучавшись вынули его и увидели вот что:
Вложение:
рис. 7.1.jpg [ 153.42 Кб | Просмотров: 24013 ]
Вложение:
рис. 7.2.jpg [ 152.42 Кб | Просмотров: 24013 ]
А сам рецесс вот:
Вложение:
рис. 8.1.jpg [ 117.79 Кб | Просмотров: 24013 ]
Нижняя транцевая доска, хоть и сохранила свою форму, но загнила основательно и была приговорена к сожжению на костре. На этом закончился 1-й день ремонтно-транцевой эпопеи. Итог работали с 18-30 до 22-30 с перекурами. Следующий день посвящен закупке материалов: метизов (т.к. винты тоже сгнили почти наполовину диаметра), фанеры и изготовлению новой доски.
6. Итак, день второй, точнее, вечер, т.к. работали только после работы, начали в 19.00. Приступаем к изготовлению новой транцевой доски. Её форму, размер, а также расположение и диаметр отверстий копируем с внутренней дюралевой накладки транца, вот с этой:
Вложение:
рис. 8.2.jpg [ 118.56 Кб | Просмотров: 24013 ]
В качестве материала используем обычную многослойную фанеру толщиной 12 мм. Надо сказать, что по частично уцелевшей родной нижней транцевой доске установили её толщину, она составляла 37 мм, исходя из этого, собираем пакет из трех листов фанеры, выпиленных, как я уже сказал, по форме накладки. В итоге получили:
Вложение:
рис. 9.1.jpg [ 89.67 Кб | Просмотров: 24013 ]
Вложение:
рис. 9.2.jpg [ 59.72 Кб | Просмотров: 24013 ]
Несмотря на слова брата, о том, что клеить пакет не обязательно, решил соединить пакет на эпоксидку и стянул 6-ю болтами с гайками заподлицо. Затем обрабатываем наш транец препаратом от гниения. Из-за спешки я использовал обычный строительный антисептик, но считаю, что лучше всего пропитать горячей олифой, да еще разиков пять и доска по долговечности переходит лодку. Но учитывая, возраст моей лодки и растущие потребности – решил, что «на мой век хватит».
Отверстия под винты диаметром 6 мм, сверлили, прижав струбцинами дюралевую накладку к вновь изготовленной доске на таком аппарате:
Вложение:
рис. 12.jpg [ 62.28 Кб | Просмотров: 24013 ]
Причем чтобы не разбить отверстия в дюрале сверлили сверлом диаметром 6мм, но после того как сняли накладку, в фанере отверстия прошли сверлом 6,2 мм, иначе потом геморройно собирать, дерево материал податливый и реальный диаметр отверстия получается меньше, чем засверливаешь, винты придется молотком забивать, да еще и состыковывать три детали, будешь колотить разобьешь отверстия, потом на волнах, никакой герметик не поможет.
7. Ура, начинаем собирать. Обезжириваем дюраль и наносим герметик примерно так:
Вложение:
рис. 10.jpg [ 123.1 Кб | Просмотров: 24013 ]
Аккуратно устанавливаем доску, вставляем несколько винтов в ряд, где крепится рецесс в глубину наполовину, это позволит сориентировать доску по отверстиям. Теперь вставляем обезжиренную и промазанную герметиком аналогично наружной внутреннюю дюралевую накладку. Стягиваем винтами нижний ряд отверстий, с установленными уголками и три нижних кницы. На этом закончился второй день ремонта, причем закончился буквально – из гаража вышли в 23.30.
8. Итак, день №3. Устанавливаем рецесс, сказать по правде, вставлять его туда удовольствие не из приятных, но все же мы его туда вкорячили и приклепали. Далее установка П-образной планки поверх транцевой доски. Здесь, скажу сразу, мы немного ошиблись, оказывается на родной доске в верхней части с наружной стороны выбрана четверть глубинной на толщину дюраля П-образной планки и высотой на высоту её же полки. Если смотреть с торца, то выглядит это так:
Вложение:
рис. 11.jpg [ 45.54 Кб | Просмотров: 24013 ]
Но в нашем случае, как я уже говорил выше, верхняя транцевая доска превратилась в труху и про эту выборку в доске мы не знали, пока не начали собирать транец. Из создавшегося положения пришлось выходить следующим образом – в П-образной планке с наружной стороны вырезали полку на длину транцевой доски, получилось так:
Вложение:
рис. 13.jpg [ 107.01 Кб | Просмотров: 24013 ]
Теперь все ставим на место и крепим винтами с потайными головками, загибаем обратно дюраль кормы и крепим его, можно приклепать, но мы закрутили саморезы. Вот и все, вуаля:
Вложение:
рис. 14.jpg [ 110.69 Кб | Просмотров: 24013 ]
На этом закончилась эпопея с ремонтом транца, дополнительно скажу, что попутно под водоотливной рецесс была установлена помпа.
Еще одно замечание, пожалуй самое важное для тех, кто решит проделать подобную работу. Под импортный мотор надо поднимать транец примерно на 3 см, чтобы выставить его оптимально по высоте.