Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 23 ноя 2019, 02:21



Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.) 
Автор Сообщение
КОМАНДА FISHING35
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2012, 18:44
Сообщения: 92
Откуда: Череповец
Имя: Андрей
Техника: байдарка "Хатанга 1 Travel"
Сообщение Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.)
Год 2016, поздняя осень. То самое время, когда в голову начинает закрадываться осторожная, навязчивая мысль, что пора бы и задуматься о том, куда мы идем на первомай. Лениво проплывают события прошлого года перед глазами, в виде фотографий. Вспоминаются уже стертые из памяти детали, и самая назойливая мысль все равно не дает покоя – в прошлом году на Сывтуге мы не смогли пройти 2 порога, причем один из них самый интересный на реке. И вдруг в голову приходит давно забытая, а потому очень свежая идея – попробовать пройти Сывтугу снова, но без всех тех приключений и испытаний, который мы пережили в том году, а взять короткую дистанцию, где будут собраны все пороги, чтобы на каждом из них до одури выкататься. Без завалов, без обносов, без сотен километров дистанции, без озер подо льдом, без всего того, что составляет большую часть наших первомайских сплавов.

Изображение
Изображение
Изображение

Мысль команде понравилась, хотя план пока состоял только из вопросов, и пока на них не было ни одного ответа. В теории, вспоминая рассказы местных жителей, которых мы встретили на Падуне в прошлом году, туда можно приехать из поселка Шомокша. Все изучения спутниковых карт показали, что до начала порогов можно попасть с трех сторон, но это все только на экране монитора, а что там в практике – не знает никто. Самый плохой вариант предусматривал пешку от моста до правого берега Сывтуги над порогом Чертово ущелье. 6 км, но эти 6 км с вещами и катамаранами через лес, и скорее всего, без троп. Но даже не это самое непонятное – мы же не знаем, как вообще попасть на этот мост. Было решено пока оставить план в головах, и хорошо подумать над этой авантюрной затеей.

Изображение
Изображение
Изображение

Шло время, шило в попе не давало сидеть спокойно и мы решили попытать удачу. Так как в Шомокше сотовой связи нет, а потому и интернета тоже нет, то надежды на то, чтобы найти в соцсетях наших прошлогодних знакомых практически были равны нулю. Но с ребятами в прошлом году был мой теска – Андрей, который жил в Архангельске и, скорее всего, мог помочь нам с информацией. Скажу так – найти нужного Андрея в Архангельске не самая быстрая и легкая идея. Мне кажется, что где-то сверху госпожа Удача смотрела на нас и ржала в голос над нашим оптимизмом. В конце концов, всей толпой смогли вычислить его, и он подтвердил наши опасения – в поселке есть только стационарные телефоны и других вариантов связи не существует.

Изображение
Изображение
Изображение

Есть подозрение, что нас посчитали не вполне адекватными людьми, когда мы в первый созвонились с Шомокшей. Первоначальная информация была не очень воодушевляющей – каракат сломан, но успеют починить, тропа от моста до порога «Чертово ущелье» может и есть, но никто о ней не знает, закинуть нас могут, но лишь бы наш приезд не совпал с рыбалкой. Сплошные условности и никакой определенности. Собственно, этой определенности не прибавилось даже тогда, когда мы собирали вещи и готовились к отправлению. Но нас убедили, что все будет хорошо – вы приезжайте, а на месте разберемся, что с вами делать.

Изображение
Изображение
Изображение

Ближе к весне мы провели необходимый ремонт катамаранов, докупили снаряжения, тщательно продумали варианты заброски и собрались в путь. В этом году у нас нет памятной фотографии на вокзале в Плесецке с ракетой – просчитав затраты было решено, что на машинах наша дорога будет короче и дешевле. Пути до места, откуда нас должны были забрать, было 1000 км. 8 человек, 2 машины, куча вещей и бесконечный оптимизм. В крайнем месте, где еще была связь, мы позвонили и сообщили, что до пункта нашего назначения нам осталось ехать еще 3 часа. Всего дорога заняла 13-14 часов.

Изображение
Изображение
Изображение

Практически на закате мы добрались до деревни Малая Фехтальма, после которой идет дорога к реке Онега, и после этого были только вопросы без ответов. Проблема заключалась в том, что сам поселок Шомокша расположен на другом берегу достаточно широкой добротной реки, а мостов на ту сторону никто почему-то не построил. На берегу нас все же встречали, что уже было успехом! Выяснив обстановку, оказалось, что в поселок с вещами можно попасть только на самодельном пароме, который буксирует лодка, а оттуда уже на «буханке» по разбитой дороге. На ночевку нас определили в старый покосившийся дом, но зато на 8 человек там было три комнаты и было очень тепло. Конечно же, за это попросили денежку, но мы все равно согласились, потому что ночью было около -8 градусов и разбирать палатки совсем не хотелось. В нагрузку нам даже выдали плитку, чтобы можно было приготовить еду и нагреть чаю.

Изображение
Изображение
Изображение

Начиная с чая, стоит рассказать отдельную историю. Когда мы уточняли, где можно набрать воды, умыться и вообще, то нас отправили к деревянной будке, стоящей совсем рядом с домом. Нажимаешь на рычаг, а из крана течет темная горячая вода. Мы сначала не поняли, что это такое вообще, но потом местные жители рассказали, и все стало понятно. Месторасположение поселка такое, что по какой-то причине там нет воды на участках. Отсюда в поселке нет ни колодцев, ни скважин. Зато есть со времен советов старая насосная станция, которая качает воду по трубам из реки в котельную, где она нагревается и уже идет дальше в поселок. Собственно, вода в батарее и вода из этого крана, используемая местными жителями – это одна и та же вода. Мы чего-то решили, что мы не настолько устали, чтобы пить техническую воду и отправили десант до реки с котлами. Дальше стало веселее – электрическая плитка чего-то была совсем старая и практически не работала и мы с большим трудом сумели приготовить себе ужин и легли спать.

Изображение
Изображение
Изображение

Утром я был дежурным, проснулся, поставил воду и пошел спать дальше. На закипание котла потребовалось 1,5 часа. Мы соорудили завтрак, перебрали вещи и стали ждать вестей от вездехода. Вечером ребята, которые должны были нас забрасывать так и не приехали, и пока вестей никаких не было. Чтобы не терять время, небольшой кучкой мы отправились на поиски нашего вездехода. Поселок очень маленький, проблем с поиском не возникло. Ребята водители приехали ночью. Кое-что на каракате поломалось, но сейчас они заняты ремонтом и через пару часов обещали нас забрать и выдвинуться в тайгу. Появилась хотя бы какая-то конкретика, мы успокоились и пошли в местный магазин. Я купил молока и пряников и стал подготавливать одежду в дорогу.

Изображение
Изображение
Изображение

Примерно в 13.00 нас забрали, и мы начали свой путь. Само собой, что все пошло не так, как думалось. В этом году весна в начале мая даже еще и не думала наступать. В лесу снег еще даже не начал таять. По сравнению с прошлым первомаем, сейчас вообще еще зима была. Все наши вещи загрузили в вездеход, меня тоже туда отправили разбивать лагерь на месте, пока остальные добираются, а весь личный состав ехал сзади в «буханке». Нам предстояло преодолеть 40 км через лес, болота и скалистый хребет. Конечно, об этом я уже узнал в процессе, потому как совершенно не представлял, в какую именно точку на реке нас хотят закинуть, потому что на картах там вообще ничего не понятно. Через 15 км «буханка» встала. Дальше ей уже было не побороть сугробы, и мы разделились – водители и я отправились до реки со всеми вещами, а следом за нами пешком уже идут все остальные.

Изображение
Изображение
Изображение

Мы ехали страшно. Вот я в машинах практически всегда себя чувствую нормально, но тут я натерпелся. Вездеход постоянно куда-то стаскивало, мы не влезали на дорогу, иногда проваливались, при форсировании моста (который к тому времени был уже под водой) я готов был и вовсе уже выпрыгивать, когда мы только с разгона забирались на сугроб, заваливаясь на бок. В какой-то момент каракат выехал к болоту. Водитель почему-то выругался, переключил передачу и мы попозли. Все произошло очень быстро, три секунды и мы на своих колесах, которое по высоте чуть меньше меня, застреваем в болоте. Провалились глубоко, выпрыгивая из машины, я ушел почти по пояс и само собой, что воды под снегом было значительно выше колена. А дальше начались приключения! Лебедки, оборванная крестовина и загнутый карданный вал, ремонт на первом попавшемся пеньке топорами, вырубка альтернативного пути и спуск со склона к озеру.

Изображение
Изображение
Изображение

В тот момент, когда мы начали движение, чтобы обогнуть озеро, по кабине кто-то постучал. Оказалось, что наш пеший отряд нас догнал, пока мы возились с ремонтами и лебедками. Меня выгнали на пешую прогулку, проводники показали вектор движения и мы пошли впереди вездехода, который очень сильно проваливался в болото. Дорога была ужасная – начерпал целые сапоги воды, так как лед уже не держал вес, и я постоянно проваливался. Тем не менее, добрались мы пешком быстрее, чем прополз каракат. На берегу стояла изба, был даже кусочек суши без снега и кострище.

Изображение
Изображение
Изображение

Мы выгрузили все вещи, напоили горячим чаем водителей и отпустили их в обратный путь. Оказалось, что где-то слегка пробили одно из колес, но с такой дорогой ничего удивительного. Как хоть они совсем не отвалились?! Я забрался в домик, посмотреть что тут и как. Домик сделан низким, чтобы быстрее нагревался, и сэкономить дрова. Я затопил печку и аккуратно потихоньку начал разогревать дом. Водители говорили, что однажды в этом доме ночевало больше десяти человек, однако у нас вызвались ночевать в домике всего трое, чему мы были очень рады. Как-то очень тяжело далась дорога, да и на улице было холодно, что совсем не было желания разбирать палатку и ночевать на улице, когда есть дом с печкой, да еще и просторно будет в нем.

Изображение
Изображение
Изображение

Утром мы начали сборку катамаранов и потихоньку упаковывали вещи к выходу на воду. Я же решил уточнить по навигатору, в какой же это точке реки нас высадили, чтобы прикинуть дистанцию на день. По словам водителей до «Чертова ущелья» здесь было 10 км, но я чего-то не очень доверился их рассчетам. Все оказалось очень плохо. Вся наша затея попасть под пороги, избежав завалов и обносов с треском льда под катамараном провалилась. До намеченной стоянки на пороге «Мини ЧУ» было 26 км пути и все эти километры – это как раз те самые завалы и обносы. Мы сумели избежать только волока до Сывтозера и сократить дистанцию всего лишь на несколько километров.

Изображение
Изображение
Изображение

Выбора не было, мы встали на воду и пошли. Путь до начала порогов выдался полегче, чем в том году. Воды было гораздо больше, и многие завалы удалось проскочить с ходу, но в целом картинка не поменялась – целый день прыжки через бревна, волоки, протаскивания, обносы по пояс в воде и пара ледяных заторов. Только к 19 часам мы сумели услышать впереди долгожданный порог «Мини ЧУ». Снега по берегам было выше колена, мы зачалились перед порогом и я убежал на осмотр. С прошлого года поменялось только количество снега. Вся стоянка, на которой мы планировали встать, была под снегом. Только местами было несколько пятачков зеленого мха. Бревно в повороте порога тоже никуда не делось, а потому нам предстоял локальный обнос.

Изображение
Изображение
Изображение

К ночи мы все же раскопали каждый себе по пятачку суши под палатку, затопили костер и приготовили ужин. Наше движение шло по графику, хотя и не предполагалось таких приключений. Следующий день мы собирались посвятить тренировкам перед серьезными порогами, но для этого нужно было вынуть бревно из прижима, перегораживающее реку. Специально для этого с собой у нас были взяты веревки, ролики и карабины. Утром наш альпинист отправился вязать узлы, но вес бревна был такой, что все наши усилия привели только к тому, что его удалось немного сдвинуть. Было принято решение зафиксировать катамаран у берега и пробовать его пилить. С задачей мы успешно справились, хотя и пришлось экстренно проводить ТО у бензопилы. До позднего вечера все желающие тренировались в пороге и выполняли различные упражнения по прохождению порога.

Изображение
Изображение
Изображение

Утром пошел снег. Мы собрали лагерь, и вышли на воду. Сегодня нам предстояло пройти достаточно сложный порог «Чертово ущелье» и дойти на входной ступени порога «Перелом». Изначально мы хотели постоять день в ущелье, но разведчики сбегали на порог и сказали, что там слишком много снега на стоянке. Осмотр порога решили провести по левому берегу, и обнаружили очень неприятную картину. Примерно в середине порога идет сужение и как раз в этом сужении над водой висит ледяной козырек, мешающий прохождению. В результате мы сверху закидали этот козырек камнями до тех пор, пока он не откололся! Путь был свободен!

Изображение
Изображение
Изображение

По традиции прошлого года, наш кат пошел в порог первым. Воды в этом году было очень много, порог был гораздо мощнее прошлого года, а потому очень впечатлил. Мы прошли, как и задумывали, без ошибок, без косяков, только в одном месте зацепили немного обливник, но даже на смену курса это никак не повлияло. Дождались второй кат, который благополучно вышел из ущелья, и пошли дальше до моста. Расстояние небольшое, но все равно был достаточно серьезный завал, который пришлось обносить. За очередным поворотом показался мост. Если в том году мы проводили каты с вещами под ним, то в этом такой возможности не было, и мы причалили к левому берегу, чтобы посмотреть варианты.

Изображение
Изображение
Изображение

Пока наш экипаж ждал второй катамаран и проводил катамараны к мосту, я решил пробежаться до входной ступени и посмотреть, куда сейчас можно привязать наши суда. В лесу снега было чуть ниже колена. Я очень опасался того, что на стоянке там будет тоже все в снегу, и мы не сможем поставить лагерь. Опасения не оправдались – практически вся поляна уже оттаяла и даже то вековое бревно в пороге, из-за которого мы не смогли в прошлом году пройти самую мощную ступень порога, куда-то смыло. Настроение поднялось, я вернулся к мосту, все рассказал и пошел под порог встречать катамаран. Благополучно мы справились с этой задачей, и вскоре уже горел костер и готовился ужин.

Изображение
Изображение
Изображение

На следующий день мы поставили страховку и выкатали входную ступень порога разными составами экипажей. По пути пришлось снова победить ледяной козырек прямо над сливом реки. Затопили баню, желающие прогулялись вниз по порогу, посмотреть на него сверху. В этом году было очень много воды и «Перелом» было не узнать. В целом получился очень качественный серьезный порог при такой воде. К вечеру к нам пришли наши водители. Они нас ожидали встретить на нижней стоянке, но туда уже заранее были отправлены разведчики, которые погуляли по колено в снегу там, где в прошлом году мы сидели на комфортной сухой поляне. Мы напоили их чаем, они посидели с нами у костра и пошли в избушку в заброшенной деревне Падун, куда мы планировали добраться завтра.

Изображение
Изображение
Изображение

Утро выдалось солнечным. Если бы не то, что средняя температура по ночам было порядка 7-8 градусов мороза, то и вовсе можно было бы назвать все это весной. Мы свернули лагерь, и вышли на воду. К полудню добрались до порога «Нижние ворота», ну или еще у него есть несколько названий. Там нас встречали водители, которые захотели посмотреть наше прохождение. Они же и рассказали о том, что примерно в 2км от нашего лагеря, по пути в деревню Падун, вчера на них вышел медведь. Хорошо, что удалось его напугать и все обошлось.

Изображение
Изображение
Изображение

Падун был прекрасен. Очень много воды, практически весь водопад сливается вниз. Памятник природы, что тут сказать. Желающие попрыгали с водопада, под которым мы и обнаружили то самое огромное бревно, которое в том году застряло в «Переломе». Затягивать момент не стали, потому что предстояла еще достаточно долгая дорога до поселка. Действовать решили по старой схеме – все вещи и кто-то из нас в вездеходе едут до «буханки», а все остальные пешком. По словам водителей пути до буханки было от силы на 2-3 часа хода пешком. Однако и через 5 часов пути не было ни «буханки», ни вездехода. К тому времени от воды и мороза мои сапоги превратились просто в пытку. Начала повышаться безысходность и потихонечку ноги отказывались работать. Ситуацию дополнил еще и тот факт, что из леса вышли следы медведя, который шел где-то впереди нас.

Изображение
Изображение
Изображение

В какой-то момент мы подошли к очень большой луже в болоте. Вездеход проползал где-то в стороне, мы же решили пройти по кочкам, чтобы сократить путь. Это у нас практически получилось, но в последнем ручье оступилась Рита и провалилась в воду по пояс. Ситуация складывалась совсем плохо, но на нашу радость в этот же момент мы услышали звук вездехода, который появился из-за горки. Вместо 2-3 часов пути, мы к тому моменту уже пробирались почти 6 и, как оказалось, нам потребовалось еще почти 40 минут проехать на вездеходе, чтобы добраться до «буханки». Дальнейший путь был уже достаточно спокойным. Мы рассказывали водителям различные истории, они в свою очередь делились рассказами о местном быте и устоях, о прошлом и различные байки местных рыбаков и охотников.

Изображение
Изображение
Изображение

По возвращению в деревню, специально для нас открыли магазин, где мы прикупили все на ужин и выпросили кипятильник, чтобы согреть хотя бы чаю, раз плитка совсем тяжело работает. Поселили нас все в том же доме, который должны реконструировать по плану где-то в тридцатых годах, до которых он точно не доживет. Все комнаты тут же завесили сырой одеждой, батареи заставили обувью и в квартире появился очень специфический запах сырости и костра, под который мы благополучно и уснули.

Изображение
Изображение
Изображение

Утром за нами приехали машины и доставили к переправе через реку Онега. Недолгие сборы, упаковка вещей в машины, пара фотографий на фоне реки и 12 часов пути до дома. Хороший получился первомай, но с Сывтугой теперь нужно подождать – слишком много этой холодной северной реки вредно!


28 фев 2018, 15:26
Профиль WWW
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2011, 20:59
Сообщения: 9783
Откуда: Че/Ви
Имя: Серёга
Техника: Сорик 2.4, чЮня Н13, прог-2, Суза DF20AES.
Сообщение Re: Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.
Ацкий отжег!
Молодцы!

_________________
Ай ЛавЛю!


28 фев 2018, 20:34
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2011, 23:11
Сообщения: 1352
Откуда: Череп
Имя: Павел
Техника: баджер300+яма 6
Сообщение Re: Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.
Спасибо! Круто! Фото с триколором-вышка!

_________________
Строю зимние блёсны в лучших череповецких традициях. Ищи рыбу сам-ты ей не нужен.


28 фев 2018, 21:14
Профиль
ЭКСПЕРТ FISHING35
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 21:04
Сообщения: 347
Откуда: Вологда
Имя: Александр
Сообщение Re: Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.
Здорово! Видно, что профи.

_________________
В Китае запрещено спасать тонущего человека , поскольку это является вмешательством в его судьбу


28 фев 2018, 21:24
Профиль
ЭКСПЕРТ FISHING35
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2015, 22:09
Сообщения: 345
Откуда: Молочное
Имя: Саша
Техника: Фольксваген Джетта. НИВА 21214
Сообщение Re: Сывтуга 2017. Возвращение (катамараны, пороги, ну и т.д.
Ребята молодцы. Зачёт по полной. Флаг вписался здорово. Посмотрел ваш отчёт и зарядился энергией . + ещё сегодня весна началась , солнце светит - жизнь радует. Успехов в будущих походах. И выкладывайте обязательно подобные отчёты.

_________________
"Если с вечера попил коньяка, а утром чувствуешь себя отлично – значит за пивом вчера почему-то не пошел".


01 мар 2018, 13:11
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 5 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software for PTF.
Русская поддержка phpBB