Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 12:08



Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016 
Автор Сообщение
КОМАНДА FISHING35
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2012, 18:44
Сообщения: 92
Откуда: Череповец
Имя: Андрей
Техника: байдарка "Хатанга 1 Travel"
Сообщение р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Межсезонье, а потому появилось время немного вспомнить часть наших приключений и написать пару отчетов. На дворе 2016 год. В стране все не очень, а потому на Первомай появилось огромное желание сбежать куда-нибудь в лес, от всех этих проблем, и заодно попробовать свои силы на какой-нибудь новой (для нас) реке.

Изображение

Изображение

Изображение

Еще по возвращению с Иксы в прошлом году, в голове сидела мысль о реке под названием Сывтуга. Расположена она где-то там же в тайге Архангельской области, но описание и классификация порогов была куда богаче, чем на Иксе. Ее нам посоветовал уже знакомый нам местный егерь, за что ему большое спасибо. Конечно, он же уговаривал нас идти сразу на Кожу, но по внутренним ощущениям мы пока не готовы.

Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно зимой начали собирать информацию о реке, читать немногочисленные отчеты и потихоньку готовиться к поездке. Основным вопросом было то, что мы не знали на чем же нам идти. Свой катамаран у нас всего один, а на байдарках идти туда, где все нормальные люди ходят на катах - можно поймать и не только позитивные приключения. Поэтому этой зимой мы прикупили еще один катамаран четверку. Дополнить состав судов решили проверенным Гарпуном и на том и остановились. Окончательный состав участников получился 10 человек.

Изображение

Изображение

Изображение

Действовать решили по той же схеме, что и в прошлом году. Мы едем на машине вчетвером, со всеми крупными вещами, катами, едой и прочим, а все остальные приезжают на поезде утром в Плесецк, где мы уже будем их ждать. Такой вариант устроил всех, и мы начали работу над дистанцией, заброской, финишем и прочей полезной информацией.

Изображение

Изображение

Изображение

А подумать было над чем. Никакой определенности, кроме месторасположения порога Падун, не было. Все те малочисленные отчеты нам не очень помогли, потому что у всех были различные варианты заброски и финиша. Разное количество дней на прохождение дистанции и сама дистанция тоже. Плюс у всех разные показания по поводу расположения порогов и описание тоже совершенно разное. В целом интересно, но конкретики никакой. Пришлось изобретать свой маршрут.

Изображение

Изображение

Изображение

Если верить Википедии, то Сывтуга - река в Онежском и Плесецком районах Архангельской области, правый приток Кожи.В XIX-XX веках в Сывтуге и её притоке Таманьге вёлся промысел речного жемчуга.Длина реки - 152 км. Площадь бассейна - 1780 км2;. Питание реки снеговое и дождевое. Ледостав с середины ноября по конец апреля. Берёт начало из озера Сывтозеро (Сивт-озеро), впадает в реку Кожа.

Изображение

Изображение

Изображение

Изучив кучи карт, померяв все возможные варианты маршрутов, проверив все возможные варианты финиша, мы остановились на таком варианте марштура: старт с западного берега Сывтозера (там со спутника отчетливо просматривается дорога и самое минимальное расстояние по подходу к озеру) - выход в Сывтозеро - выход в Сывтугу - прохождение дистанции - финиш на разрушенном мосту - пешка 7км до Онеги - форсирование Онеги - антистапель в д. Ковкула. Конечно, и этот вариант оставлял целую кучу вопросов, но с виду он нам показался самый адекватный, в плане заброски и финиша. На всякий случай были подготовлены резервные варианты, но они нам не потребовались.

Изображение

Изображение

Изображение

Наступила весна. Мы завершили все приготовления, подготовили снаряжение, кое-что докупили из спасиков и герм, закупили продукты и стартовали. В ночь на 30 апреля мы благополучно преодолели расстояние от Череповца до Плесецка и утром на вокзале встретили остаток группы. Машину оставили, как и в прошлый год, у егеря на участке, перегрузили вещи в прицеп уже знакомой «буханки» и стартовали в тайгу.

Изображение

Изображение

Изображение

Пути от Плесецка до места старта вышло около 140-150 км. Казалось бы, что тут ехать, но с качеством местных дорог это расстояние мы преодолевали с 9.00 утра до 15.30 дня, с учетом загрузки вещей. С прошлого года дорога лучше не стала, но и хуже тоже, что не могло не радовать. Основным вопросом был все тот же мост через приток Иксы, реку под названием Сухая. Если в том году мы видели вполне себе свежий живой мост, то в этом году от него не осталось и следа. Нам предстояло форсировать реку по плитам, оставшимся от старого моста, прямо по воде.





Изображение

Изображение

Изображение

Риски были. Если бы что-то пошло не так, то нам бы снова пришлось идти по Иксе, потому что другого моста нет и никогда не было. Мы промеряли глубину, перенесли часть вещей и под уверенным руководством егеря и наших команд, благополучно преодолели брод. Дальше никаких препятствий не ожидалось. Мы даже узнали отворотку на Иксозеро, где стартовали в прошлом году. В этом году там не было снега - весна пришла раньше, да и в целом снегопадов было мало.

Изображение

Изображение

Изображение

Проблемы начались практически в конце нашего пути. Местные лесорубы решили снова разработать делянки и возить лес. В результате, на своей огромной технике они разбомбили дорогу до такой степени, что даже «буханка» не смогла продолжить путь. И хотя стояла жара и солнцепек, но дорога не успела высохнуть за эти несколько дней и мы начали вязнуть. По итогу до предполагаемого места старта не доехали почти 5 км пути. В обычной жизни 5 км даже не замечаешь, как проходишь, здесь же под весьма увесистыми рюкзаками, неудобными гермами, с катамаранами и по такой дороге - это был кошмар.

Изображение

Изображение

Изображение

Ситуацию немного обостряло то, что на этой самой дороге мы видели отчетливо следы медведей, а это так себе аттракцион, если мишке вдруг приспичит на нас посмотреть. В результате, решили не тащить на себе все вещи 5 км , а пробовать искать путь напрямую к озеру. Такой вариант был всего на 1,8 км, но нужно было еще найти этот путь, потому что кругом были болота и гулять под огромным весом по варварским вырубкам - это тоже весьма занятное мероприятие.



Изображение

Изображение

Изображение

Пока наши разведчики гуляли, мы потихоньку перенесли все вещи на достаточно сухой участок дороги и приготовили обед. Стало ясно, что сегодня на воду не попадем. Поэтому нужно было максимально близко стащить все вещи к месту, откуда у нас начнется завтра увлекательная увеселительная прогулка. Спустя 2 часа вернулись разведчики. Самый адекватный и короткий путь лежал через вырубку. Оттуда по кромке леса нужно было обогнуть болото, и метров за 150 до озера была полянка, где мы можем собрать катамараны. Озеро подо льдом. Приключения только начинаются.



Изображение

Изображение

Изображение

Весь вечер мы старательно таскали по расползающейся дороге вещи к вырубке. Так как было достаточно сухо, то часть пути пройти можно было по колее от тракторов. Не сказать, что очень удобно, но лучше, чем идти по болоту. Хорошо еще, что наши девочки заранее подготовили разгрузки на большие 100 литровые гермы, иначе пришлось бы совсем туго. Спасибо им за это. К ночи мы разбили лагерь, но вспоминая о медведях - спалось не очень хорошо. Как мы узнали уже на обратном пути - здесь еще и волчица завелась не так давно. Людей пока не трогала, но видели ее несколько раз.

Изображение

Изображение

Изображение

Утром позавтракали и начали свой путь к озеру. Сегодня нужно было обязательно встать на воду и как минимум пройти озеро и еще сколько-нибудь километров пути, чтобы не выбиваться из графика прохождения дистанции. Добирались до озера долго. Дорога была очень плохая, шлось медленно и тяжело. Но мы справились с задачей, и в обед я уже вовсю собирал катамаран, пока доносили остатки вещей. Остаток пути от места стапеля до берега озера мы шли по колено в воде. В 15.00 мы вышли на воду. В этот день нам предстояло пройти чуть больше 4 км озера и пройти разливы озер Ламба и Пертозеро (здесь названия вообще четко не обозначены, часто встречается Павнозеро), чтобы на следующий день уже полноценно выходить на рабочие дистанции.

Изображение

Изображение

Изображение

Озеро практически целиком было подо льдом. Причем это был самый ужасный лед - он и вес не держал и в воду еще не превратился. Пришлось копать и месить веслами эту массу. Сначала наш Гарпун попытался собой пробивать катамаранам колею хотя бы под один баллон, но вскоре силы покинули их и мой кат продолжил работать ледоколом и бороться со стихией. Успешно пробивая себе путь, мы выбрались на чистую воду спустя 1,5 часа после начала старта. Благо погода была хорошая. Примерно к 7 вечера мы встали на стоянку на правом берегу реки, основательно поплутав по озерам, потому что из-за разлива не было понятно, где же основное русло и куда нужно идти. Здесь же родилась фраза «Польский навигатор фирмы Сусанин». Есть основание полагать, что при прохождении реки где-нибудь в начале июня или конце мая, можно значительно ускорить прохождение этих участков.



Изображение

Изображение

Изображение

Утро следующего дня началось с завала. И весь день мы пилили, таскали, проходили, толкали, проводили, обносили и еще черт пойми чего только не делали с этими завалами. Бывало, что даже 200 метров чистого пути без завалов не было. Старых пропилов не видели вообще, зато свежих деревьев было с запасом. Благо техника наскакивания катамараном на бревно и перетаскиванием его сначала матросами, а после капитанами, отработана до автоматизма и мы не тратили очень много времени на преодоление. Весь день продолжались завалы, но хотя бы появилось течение и катамараны понемногу несло. Не смотря на навыки преодоления завалов, не разбирая катамараны, устали очень сильно за этот день, хотя и прошли положенную норму. Встали на правом берегу на стоянку. Завтра обещали показать первые нормальные пороги, потому что сегодняшние легкие перекаты не впечатлили никак.





Изображение

Изображение

Изображение

Так как какой-то определенной лоции мы не нашли и во всех отчетах пороги отличаются по названиям, то я буду использовать названия, используемые в отчете 2009 года, за авторством Беспалова И.А., Турклуб «Вертикаль». Из-за уровня воды и огромного количества завалов мы не смогли определить пороги «Тяпогорские» и «Три брата». То ли мы посчитали их обычными шиверами, то ли что-то изменилось на реке, но первый порог, который мы сумели назвать порогом - это был «Кот-порог» 2кс (Локальный кривой слив высотой около 0,5м метрах в 30 за левым поворотом реки. Слышен издалека. Слив под ПБ. Линия движения видна с воды. За порогом небольшая шиверка).



Изображение

Изображение

Изображение

К обеду мы прибыли к порогу «Мини ЧУ». Очень красивое место. Помня, что в отчетах были упоминания о бревнах и прижимах в скалы, мы решили осмотреть его и не зря. Примерно посредине пути застряло большое бревно, которое не позволяло пройти порог. Моему разочарованию не было предела. Конечно, можно было бы заморочиться, потратить несколько часов и вытащить это бревно, но времени не было. Нам сегодня нужно было дойти как минимум до порога «Перелом», а впереди еще должен быть один порог.





Изображение

Изображение

Изображение

В результате прошли частично порог до улова, обнесли участок с бревном и на удобной стоянке на правом берегу устроили обед. Говорят, что прямо отсюда есть тропа на порог «Чертово ущелье», но мы не проверяли, потому что времени и без того много потеряли на остаток утренних завалов и обнос «Мини ЧУ». Где-то недалеко должен начинаться первый серьезный порог на реке. Вспоминая описания, мы практически крались, чтобы не уйти в левый слепой поворот без просмотра, как это сделали несколько команд.



Изображение

Изображение

Изображение

Порог «Чертово ущелье» по классификации 3 кс. Очень красивый порог. Труба между двух скальных стен, по ощущениям метров по 15-20 в пике. Четыре ступени, множество сливов, валов, пара прижимов, пара стоячих бочек. Около 300 метров (если верить измерениям на карте, хотя в отчетах пишут 100-150, но это неправда) постоянного драйва с выходом в мелкую шиверу. Наш кат пошел первым, мы прошли все хорошо, помарок не было, вышли без проблем. Второй кат где-то поймал обливной камень и их слегка развернуло. Гарпун прошел без приключений. Как ни странно, но этот порог мне понравился больше всех на реке.

Изображение

Изображение

Изображение

Удалось поснимать немного сам порог с высоты, жаль, что не было времени на нем покататься - там достаточно далеко можно пройти вдоль русла по камням - хорошие снимки бы получились. После порога совсем рядом расположен мост через реку. Судя по снимкам со спутника - обычный лесовозный мост, но говорят, что раньше была узкоколейка даже. Сейчас само собой все разобрано, но мост стоит. Сюда попасть можно с д. Шомокша. По следам люди здесь бывают, но крайне редко. На берегу нашли старый ж\д вагон, местные сказали, что пока его не сожгли, то там можно было комфортно ночевать.



Изображение

Изображение

Изображение

По правому берегу от моста ведет тропа на самое сложное испытание на реке - порог «Перелом». Классификация в целом, как 4кс. Многоступенчатый порог. В разных отчетах называется разное количество ступеней. Где-то 5, где-то 6. Я склонен к 5 ступеням, потому что первой ступенью называют слив 0,5 метра и на кате его даже и не чувствуется. Здесь нас ждало второе разочарование. Сразу же после самой сложной ступени (5кс) поперек зажало просто огромное бревно. Самая сложная ступень была закрыта для нас для прохождения. Пришлось долго обносить вещи с катов в конец порога, чтобы пройти оставшиеся ступени на пустых катах в целях безопасности.

Изображение

Изображение

Изображение

Тропа по правому берегу вдоль всего порога, но к воде подходит редко. Обносить не очень удобно. Где-то читали, что отсюда есть прямая тропа на Падун, но проверять не стали, хотя и блуданули немного по какой-то тропе. Скорее всего, это она и была. Есть неплохая стоянка прямо надо основной ступенью. Думаю, что очень хорошо спать там, под шум падающей воды. Мы же прошли в два катамарана все оставшиеся ступени. Не сказать, что чисто, но и без глобальных ошибок. Ступени сложные, байдарку сразу не стали на воду пускать - в первом же косом сливе переломало бы ее. Описывать ступени смысла нет, информации и отзывов о прохождении, хватает различных. Одно можно сказать - порог хорош. После прохождения, закидываем быстро все вещи на каты и ищем стоянку.

Изображение

Изображение

Изображение

День получился очень долгий. На дневку мы встали сразу перед входом в порог Нижний перелом (его же называют Ворота, Железные ворота, Мельница) на правом берегу. Практически в 21.00 мы только выбрались на берег. Завтра нас ждал долгожданный отдых. По дистанции мы шли по графику. Видимо на поляне, которую мы выбрали под стоянку, раньше что-то было, когда еще существовала деревня Падун, расположенная ниже по течению, уж больно чистая от деревьев поляна. Достаточно удобная стоянка получилась - и от воды закрыта деревьями и место очень много и с дровами проблем нет.





Изображение

Изображение

Изображение

Дневка прошла в режиме лежбища тюленей. Лагерь отсыпался, сушился, гулял на водопад и в заброшенную деревню, пробовали ловить рыбу, строили баню, кушали и просто отдыхали от сложных физически напряженных дней. На самом водопаде встретили местных. Они приехали отдыхать после удачной рыбалки перед первомаем. Очень у них любопытный автомобиль был собран. Разговорились и по итогу, поменяли крупу на щуку, потому что у нас ничего не клевало. Сами они встали где-то в лесу в срубленном доме. Мы не ходили смотреть, но он там есть. Вечером ребята приехали к нам в гости, мы потравили баек и они уехали отсыпаться после трудных выходных и употребления разных жидкостей.





Изображение

Изображение

Изображение

Утром мы прошли предпоследний серьезный порог на реке - «Нижний перелом» 3 кс. Даже байдарочники у нас решили рискнуть и попробовать его пройти. Пришлось ставить страховку, но они успешно справились с задачей, хотя пару шансов кильнуть Гарпуна у них все же были. После прохождения шиверы за порогом, начинается разлив и река выходит к заброшенной деревне Падун. Когда-то во времена войны здесь пленные занимались добычей заготовкой леса, сейчас же все брошено и никому ничего не нужно. Только останки домов напоминают об этом. Деревня стоит на одноименном пороге. Его даже и не порогом называют, а водопадом. Для байдарок он непроходим, наши же попытки его пройти окончились со счетом 2:2. Чтож, ничья - это уже неплохо. Из потерь - 2 экшнкамеры сломались при перевороте и они утонули.





Изображение

Изображение

Изображение

Накупавшись, мы попрощались с местными, которые пришли специально посмотреть на наш цирк и двинулись дальше. Река постепенно успокаивалась, хотя первое время несло очень хорошо. Долгое время река шла в очень мелком русле с кучей камней, но светило солнце и все это смотрелось красиво. На одном из поворотов испугали лося, который убежал от нас в лес. После впадения левого притока Порса, река вообще превратилась в зеркало, и приходилось постоянно сидеть на весле. Все те метки, которые были обозначены на картах, как пороги - ничего из этого не нашли. После обеда мы дошли до заключительной точки на реке. За плечами осталось чуть больше 100 км дистанции, но впереди нас ждала пешая прогулка на 7 км по лесу с вещами и катамаранами. Это была когда-то тоже лесовозная дорога, но в текущий момент она практически заросла. Осталась только тропинка сомнительного качества, по которой нам и предстояло идти.





Изображение

Изображение

Изображение

Передать эмоции, с которыми волокли все вещи и катамараны, невозможно. Мы уделались и устали так, что просто падали с ног. 7 км пути мы шли 6 часов. Дороги не было. Тропа то шла по болоту, то через молодой лес, то просто по непроходимым кустам. Очень тяжело дался нам этот переход, но мы решили, что лучше так, чем выгребать еще 50-70 км до ближайшего варианта финиша по стоячей воде. Очень уж мы устали месить стоячую воду на катамаранах. Были бы на байдарках - особых проблем не возникло бы. К вечеру мы смогли донести все вещи до берега Онеги. Утром нам предстояло форсировать реку и отправляться домой.





Изображение

Изображение

Изображение

Утро принесло плохие известия. Где-то по пути через лес мы смогли найти удачную веточку и пробили баллон на одном из катов. Не сказать, что сильно удивились, потому что продирались практически через буреломы. Решили, что оставим до дома ремонт. Накачаем и успеем дойти и на таком баллоне. На прощание мы развели костер из вещей, которые в этом походе уничтожили. Потери были достаточно большие, но мы не переживали по этому поводу. Вскоре за нами приехала машина, и мы отправились в обратный путь. А на прощанье к нам вышел мишка на дорогу, видимо посмотреть на нас, дураков!





Изображение

Изображение

Изображение


05 сен 2016, 10:55
Профиль WWW
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2012, 21:18
Сообщения: 5637
Откуда: Череповец
Имя: Дмитрий
Техника: Логан
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Безумству храбрых поем мы песню! :so_happy:

_________________
Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба.
Ремонт спиннингов:+7921-семьсот23-93Чдевять.


05 сен 2016, 11:56
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2011, 23:11
Сообщения: 1545
Откуда: Череп
Имя: Павел
Техника: баджер300+яма 6
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Ух! Экстримально как!!! Супер! Спасибо :)

_________________
Строю зимние блёсны в лучших череповецких традициях. Ищи рыбу сам-ты ей не нужен.


05 сен 2016, 13:26
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2011, 20:59
Сообщения: 12145
Откуда: Че/Ви
Имя: Серёга
Техника: Сорик 2.4, чЮня Н13, прог-2, Суза DF20AES.
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Ну вы парни блин даете!

_________________
Ай ЛавЛю!


05 сен 2016, 17:00
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 17:29
Сообщения: 1517
Откуда: череповец
Имя: эдик
Техника: Главное ноги....
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Прочитав.ощущение как будто сам там побывал!!! Красота, слов просто нет))


05 сен 2016, 18:02
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 08:42
Сообщения: 12422
Откуда: Череп
Имя: Андрей Сергеевич
Техника: Ю-2, Я-F25
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Аааафигеть!!! Молодцы и спасибо за красивый отчёт!!!!!!!!!!!!!! :good: :good: :good:

_________________
Не в силах жить я коллективно, по воле тягостного рока, мне с идиотами — противно, а среди умных — одиноко.


05 сен 2016, 18:14
Профиль
КОМАНДА FISHING35
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2012, 18:44
Сообщения: 92
Откуда: Череповец
Имя: Андрей
Техника: байдарка "Хатанга 1 Travel"
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Да не за что) Рады стараться)


06 сен 2016, 09:59
Профиль WWW
СТАРОЖИЛ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 20:25
Сообщения: 2141
Откуда: г.Сокол
Имя: Андрюха
Техника: Приорик
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016т
Здорово,читал,смотрел даже про работу забыл,молодцы!!!

_________________
И в рыболовстве везение - это труд и терпение.
89535077455кому нужен, http://vkontakte.ru/id28700268


06 сен 2016, 10:42
Профиль
СТАРОЖИЛ ФОРУМА

Зарегистрирован: 26 дек 2015, 20:50
Сообщения: 1114
Откуда: Череповец
Имя: Павел
Техника: КИА Спортейдж,Санг Ёнг Актион.мотопёс,ПВХ эгоист))
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Отчёт,что надо!!!природа,отдых и спорт!всё супер.


06 сен 2016, 18:16
Профиль
ПРОФИ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 дек 2012, 08:46
Сообщения: 785
Откуда: Вологда
Имя: Александр
Техника: Фургон, снегоход, мотоледобур, лодка с мотором и т.д...
Сообщение Re: р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016
Молодцы!!! :good: :good: :good:


06 сен 2016, 19:39
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 10 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software for PTF.
Русская поддержка phpBB